Советы для тех, кто выходит на новую работу

Прежде всего, вы должны учесть, что фирмы и организации могут здорово отличаться друг от друга принципами организации рабочего процесса. Практика работы на предыдущем месте может оказаться совершенно не приемлемой для новой компании, а со своим уставом в чужой монастырь, как известно, не ходят. Чем меньше фирма, тем меньше в ней формализованных процедур: ваше «вступление в должность» может свестись к краткой беседе с непосредственным начальником, который расскажет вам о ваших обязанностях и принятых правилах. Если вас приняли на руководящую должность, события могут разворачиваться еще стремительней, потому что шеф вполне может посчитать излишним объяснять такому «классному» специалисту, как дела делаются. 

В больших организациях, как правило, адаптации сотрудника уделяют недостаточное внимание. Кадровик приводит «новобранца», показывает ему рабочее место, непосредственного начальника и оставляет наедине с любопытными взглядами новых коллег. А дальше все зависит от психологических особенностей, умения общаться и находить общий язык. 

В некоторых фирмах за «новичком» закрепляют специалиста, который будет выступать в качестве гида и учителя одновременно (разновидность института наставничества, развитого в советские времена и незаслуженно забытого в настоящее время). Однако такая схема, к сожалению, не очень распространена, и для многих новичков первые дни на рабочем месте будут напоминать народный способ обучения плаванию: человека бросают в воду, и он вынужден плыть или потонуть. Как бы не сложились обстоятельства, вы не должны терять здравый ум. 

Что нужно знать при вступлении в должность:

  1. Историю организации, направления ее деятельности.
  2. Правила поведения, существующие в компании, меры безопасности;
  3. Иметь детальное представление о ваших функциональных обязанностях, которые должны быть (по крайней мере, в идеале) прописаны в должностной инструкции;
  4. Вы должны четко представлять, как ваша должность вписывается в структуру отдела или фирмы в целом. Кто ваш непосредственный начальник, за чью работу вы отвечаете, с какими структурами или отделами вам необходимо будет взаимодействовать и по каким вопросам.
  5. Ф.И.О. работников компании, с которыми вы будете контактировать. Для того, чтобы не путаться и не попадать в неловкие ситуации, лучше всего будет составить список сотрудников с номерами телефонов и кратким перечнем вопросов, по которым вы к ним сможете обращаться.
  6. Особенности оборудования (ПК, программного обеспечения, средств связи), расположение и комплектацию рабочего места.
  7. Человека, к которому нужно обратиться при возникновении проблем. Информацию обо всем этом желательно получить у человека, который вводит вас в должность, если же вопросы возникну потом, спросить у начальника или более опытных коллег.



Позиция – наблюдатель

Отнеситесь к первым дням на новом рабочем месте как к наблюдательному периоду. Внимательно относитесь к деталям. В частности, советуем вам обратить внимание на следующие моменты: 

  1. Одежду какого стиля носят сотрудники компании. В каждой фирме вполне может существовать свой неписаный кодекс делового костюма.
  2. Какие правила поведения соблюдаются неукоснительно и к каким относятся не слишком серьезно.
  3. Как люди, занимающие аналогичные должности, ведут себя. На первых порах лучше принять стиль поведения своих сослуживцев, стоящих на той же ступени иерархической лестницы.
  4. Как напряженно трудятся коллеги? Есть ли в фирме дух соперничества или каждый работает по мере своих сил и умений?
  5. Как коллеги относятся друг к другу? Встречаются ли вместе вне рабочей обстановки?
  6. Кто на самом деле пользуется авторитетом, чьи доводы всегда оказываются весомей? При этом должность человека об этом может не говорить.
  7. Что конкретно ждут от вас.



Первые дни на рабочем месте посвящены налаживаю отношений с сотрудниками. Вам надо завоевать доверие коллег, но не затмевать их собственным сиянием. Идите на контакт с ними и будьте дружелюбны, но не чрезмерно. 

Подавите искушение выступить в роли «новой метлы». Конечно, сложившаяся организация работы может вас неприятно удивить, однако не пытайтесь что-либо с ходу менять. Даже если Вас назначили на руководящую должность и вы сразу же хотите оптимизировать рабочий процесс, в первую очередь вы должны понять внутренний механизм функционирования организации, а не ломать сложившийся порядок вещей, чтобы заменить его своим собственным. Даже если последний был удачным на предыдущем месте работы, вполне возможно, что в данной фирме может оказаться совершенно неприемлемым. 

Подчиненные отнюдь не всегда готовы с радостью бросится выполнять распоряжения только что назначенного со стороны начальника. Несомненно, они знают работу лучше, чем вы. Так что помните: авторитет нужно завоевывать. Вместо того чтобы занять отстраненную высокомерную позицию, вам надо проявить искренний интерес к своим подчиненным, ценить их заслуги перед компанией и опыт. Завоевав их уважение и доверие, вы сможете установить в коллективе здоровую рабочую атмосферу. Одни начальники любят откровенные открытые дискуссии с подчиненными; другие предпочитают, чтобы к ним относились с подчеркнутым уважением, соблюдали дистанцию. Для вас очень важно понять, к какому типу относится ваш руководитель, чтобы не наломать дров из-за излишнего панибратства. 

В конце испытательного срока ваш непосредственный начальник или руководитель предприятия могут пригласить вас на встречу, чтобы подвести итоги первого этапа вашей работы и определиться с вашим будущим. Во время этой беседы вы можете получить оценку ваших заслуг, также могут спросить ваше мнение о фирме и подтвердить желание в ней работать. 

Несколько советов чего точно не стоит делать в первые недели работы

  1. Начинать работу в компании с демонстрации сногсшибательных ультрамодных нарядов — к новичку и так будет приковано внимание ваших коллег, и дополнительные средства просто не нужны.
  2. Ругать руководство, коллег и компанию, в которой вы работали до этого. От вас будут ожидать, что вы станете говорить гадости и об этой фирме, если захотите сменить работу.
  3. Рассказывать с подробностями о своей личной жизни. «Эмоциональный стриптиз» не входит в Ваши функциональные обязанности!
  4. Постоянно вспоминать свое прежнее место работы. Не стоит слишком часто говорить: «А у нас в компании мы делали так-то…», гораздо лучше, если вы будет произносить «Мы сделаем, нам нужно…», имея в виду фирму, куда поступили на работу.
  5. Обращаться по поводу и без повода к первому руководителю. Не отнимайте у него времени по мелочам, ведь за каждой проблемой на предприятии закреплен свой специалист.
  6. Идти на поводу у большинства в разрез с вашими моральными принципами. Например, покрывать факты хищений….
  7. Зарабатывать авторитет дешевыми методами: давать невыполнимые обещания, выступать в роли всезнайки. Такой авторитет недолговечен, и как правило заканчивается гораздо быстрее испытательного срока.
  8. Занимать выжидательную позицию. Ждать, когда кто-нибудь придумает вам поручение. Предлагайте свою помощь, вникайте в проблемы – так вы быстрее войдете в курс дела.
  9. Опаздывать, отпрашиваться, тем более – в первые дни. Да и выход на новую работу не стоит отмечать слишком бурно.
  10. Нарушать трудовую дисциплину – зависать в интернете, курилке и т.д.



Если к концу испытательного срока что-то не сложилось, честно признайтесь, что вы не останетесь работать в этой компании. Позиция «поработаю, пока не найду что-нибудь более интересное» не слишком хороша. Намного лучше будет безо всякого выжидания активно заняться поисками новой вакансии, чем получить рекомендацию с последнего места работы как о безынициативном и ленивом работнике.

Категория: Работа и учеба

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *