Советы как сделать двери-крылья в автомобиле

Абсолютное большинство серийных автомобилей оснащено стандартными дверями. Это так называемый OEM (Original Equipment Manufacturer – производитель оригинального оборудования, или попросту стандартные запчасти). Петли слева, ручка справа, дверь распахивается справа налево, по ходу движения автомобиля. Все автопроизводители признали такой вариант наиболее практичным и приемлемым с точки зрения как производства, так и безопасности. Но ведь человеку этого всегда недостаточно. А где же понты? Где фетиш? Где особенность и индивидуальность? И тогда начали появляться новые идеи, и автопроизводители стали предлагать населению эксклюзив.

Двери-крылья

Наибольшую известность получили двери гильотинного типа, или двери-ножницы (scissor), ставшие своего рода визитной карточкой автомобилей Lam borghini. В данной концепции двери открываются непосредственно вверх. Точка опоры обычно располагается в верхнем углу двери, около А-образной опоры. Поднимает дверь специальный амортизатор. Существовали конструкции, в которых вверх поднимался целиком колпак салона: двери, крыша и лобовое стекло автомобиля. В качестве примера можно привести самодельный автомобиль Александра Кулыгина «Панголина». Также нельзя не вспомнить интересные работы германского автомобильного ателье Isdera, наделившего свои автомобили дверьми, которые также открывались вертикально, но каждая со своей половинкой лобового стекла.
Другой интереснейший вариант открывания дверей многим запомнился по фильму «Назад в будущее», в котором Марти МакФлай управлял автомобилем Delorean. Но еще в 1954 г. компания Mercedes-Benz показала свой знаменитый автомобиль 300 SL, прозванный Gullwing (крыло чайки). И правда, если посмотреть на автомобиль спереди, его открытые двери напоминают размах крыльев морской чайки в промежуточный момент взмаха крылом. Кстати, упомянутая выше Isdera также применяет в своих проектах такой конструкторский прием. В таком дизайне дверные петли располагаются на крыше, что требует ее укрепления. Здесь также используются амортизаторы для поддержания двери в открытом состоянии. Аналогичную по подходу конструкцию двери можно повсеместно встретить в автомобилях с кузовом универсал или хэтчбек в качестве задней двери. Другой вариант открывания дверей вызывает ассоциации с миром насекомых. Компрессорный V8 McLaren Mercedes SLR, кроме своих выдающихся характеристик, выделяется конструкцией дверей «крылья бабочки» (хотя, на мой взгляд, стрекоза – более точный аналог). «Крылья бабочки» по стилю представляют из себя нечто среднее между гильотинами Lamborghini и «крыльями чайки». Разница в том, что точка опоры этих дверей обеспечивает им поворот как бы вокруг передней стойки. Собственно дверь и крепится либо в одной точке (у основания передней стойки), либо, кроме этого, имеет и еще одно крепление на самой стойке, как в случае McLaren Mercedes SLR.

Тюнинг

Было бы странно, если бы никто не предложил использовать такой простой и в то же время весьма яркий способ изменить внешность автомобиля. Такие известные тюнинговые ателье, как Fab, Hamann, Kleeman, в ряде своих проектов использовали идеологию механизма поднятия дверей, примененного на McLaren Mercedes SLR. Не каждую машину можно оборудовать подобным устройством без серьезных внедрений в конструкцию. В любом случае это достаточно сложный труд. Хотя сам по себе механизм довольно простой, а в случае крепления двери в двух точках (т. е. еще и на передней стойке) он получается еще и достаточно прочным и устойчивым. Но благодаря большей универсальности значительную популярность получили другие устройства. Существует несколько различных вариантов конструкций, позволяющих переделать практически любой автомобиль, дав ему двери-ножницы. Причем переделывают не только двухдверные спорткупе, но и вполне обычные седаны, универсалы и даже внедорожники типа Hummer. Объединяет их одно – все они выполнены по технологии двери-ножницы, т. е. так или иначе подражают стилю Lamborghini. Да и сами названия таких комплектов весьма выразительны: Lambo Door Kit, Diablo Doors и т. д. Как и многие другие способы тюнинга, такие комплекты очень популярны в США. Здесь можно упомянуть такие фирмы, как Decah VDC (Vertical Door Conversion), Import Precision VLS (Vertical Lift System), GTFactory, AutoLock, Extreme Doors. Но есть и европейские производители подобных систем. LSD (Lambo Style Door) – германский эволюционировавший вариант комплектов Decah, Eurotek LSD – Бельгия, Lambotek – Великобритания. Все эти комплекты могут различаться по своей конструкции, но принцип у всех один и тот же. Имеется одна верхняя петля с несколькими степенями свободы. То есть дверь сперва нужно приоткрыть, а уж затем задрать наверх. Сделано так потому, что, в отличие от своего предка Lamborghini, обычные городские автомобили не приспособлены для непосредственно вертикального открывания дверей. Конструкция передних стоек, рамки стекол, замкового узла и т. п. делает попросту невозможным такой вариант. Зато практически все такие установочные комплекты обеспечивают полную сохранность двери. С ней, как правило, никаких работ не проводится. Сохраняется и замковая часть. Посему закрывать ее можно лишь классическим способом. Но кое-что переделывать придется. Рассмотрим процесс такого тюнинга на примере установки комплекта типа LSD. Комплект состоит из петлевого узла, амортизаторов, которые будут поднимать и удерживать в открытом состоянии саму дверь, удлинителя проводки (не всегда входит в комплект) и руководства по установке (если устанавливать самостоятельно). Установка начинается со снятия передних крыльев. Довольно часто для этого приходится снять головную оптику и даже передний бампер. Также удаляется фиксатор открывания двери. Саму же ее закрепляют в дверном проеме в своем обычном положении. Часто это делается при помощи особо прочного скотча. Когда дверь зафиксирована, снимаются петли двери и крепления крыла. Электропроводку, проходящую в дверь, довольно часто необходимо удлинить, поскольку новая траектория открывания двери нуждается в более длинном жгуте. Далее начинается предварительный крепеж новых петлевых узлов. В идеале, если комплект петель предназначен для определенного автомобиля, он должен четко вставать на штатные места крепления двери и кузова и фиксироваться стандартными болтами. Теперь это норма. Первые же комплекты делались на такие машины, как, например, Honda Civic, а уж затем их прилаживали ко всем машинам индивидуально. И сейчас можно нередко встретить такую фразу, что на Civic комплект встает без проблем, а для другого автомобиля придется повозиться. И если комплект такой универсальный, то чаще всего делается специальный переходник на дверь (чтобы ее не изменять), а уже к нему приваривается новая петля. То же верно и для закрепления петли на кузове, но чаще или в ней высверливают новые посадочные отверстия, или ее попросту приваривают. Варианты бывают разные, все индивидуально. Предварительно закрепив петлю, устанавливают и закрепляют амортизатор поднятия двери. Далее начинается подгонка и выравнивание двери в проеме. Проверяется то, как она открывается, не задевает ли за детали кузова. Для грубой подгонки крепежные отверстия на петлях сделаны щелевыми. Для тонких регулировок в комплектах часто предусматриваются специальные регулировочные болты. Когда все отрегулировано, крепежные болты последовательно и постепенно (чтобы исключить уход настроек) затягиваются, а затем зачастую и прихватываются точечной сваркой, чтобы исключить самопроизвольное отворачивание, и эти места подкрашивают во избежание коррозии. Затем дверь снова проверяют на беспрепятственное открывание. Но куда больше достается крылу. Ему приходится вырезать внутреннюю стенку, находящуюся в дверной нише. Этого требует новый механизм открывания. Разрезанные края, как правило, загибают внутрь крыла. Все описанные выше процедуры повторяются с другой дверью. Далее все собирается обратно. Не слишком изящную дырку, появившуюся в районе новых дверных петель, иногда облагораживают специальными пластиковыми накладками, оставляющими лишь необходимую щель для беспрепятственной работы механизма. Вся работа в зависимости от машины и комплекта может занимать от 6 часов и более. Правда, существуют устройства, которые можно поставить и за пару часов, и, по словам самих компаний, они не требуют вообще никаких переделок – только замены штатных петель на новые. Никакой сверлежки, сварки и особенно резки железа. Как я и сказал, выбор весьма широк.

Вопросы

Основной вопрос, задаваемый многими – безопасность. Дело в том, что конструкция петли–дверь–замок – важнейший элемент каркаса безопасности всего автомобиля. Новые петли, какими бы суперпрочными они ни были, сохраняют стабильность этого узла не на все 100%. Точки опоры и фиксации двери изменены. То есть не факт, что их не заклинит при лобовом столкновении. Но, с другой стороны, краш-тесты с автомобилями, оборудованными такими устройствами, никто никогда не проводил (по крайней мере, мне такие случаи неизвестны). Да и материал, из которого изготавливаются такие детали, куда прочнее, чем у заводских петель. Посему придется оставить этот вопрос без окончательного ответа. Даже у Lamborghini в открытом состоянии такие двери слегка раскачивались. Тюнинговые комплекты не исключение. И здесь важно выбрать кит под свою дверь. Обилие динамиков и электроприводов делают ее весьма тяжелой. Петля должна быть достаточно мощной и прочной. Так, например, комплекты типа LSD лично мне показались чересчур ажурными, тогда как устройства GTFactory даже на вид очень массивные. Видимо, этот фактор и повлиял на то, что именно последние комплекты можно приобрести и установить в России. Важный вопрос – возврат к прошлому. Если использовать комплекты «direct bolt on», т. е. снял старые петли, надел новые, никакой сварки и т. п., то вернуть старый механизм не так уж и трудно. Тем более что штатные замок, уплотнения и пр. остаются. В другом случае придется восстанавливать покрытие, менять крыло и т. п. То же можно сказать и о возможности самостоятельной переделки своего автомобиля. Конечно это все стоит денег и немалых.

Категория: Автомобили

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *